Ксения Старожилова: «Школьная форма»
Авторская колонка Ксении Старожиловой.
Про новую школьную форму высказались уже все публичные психологи, тарологи, регрессологи, эксперты из всех около образовательных сфер кроме образования.
Я за форму!
Сегодняшняя школа - школа минпросвещения России, ориентирована на формирование единого образовательного пространства с едиными стандартами, критериями, подходами для каждого школьника страны, независимо от места его проживания и обучения, независимо от социального статуса и финансового положения его родителей.
Как вы понимаете, идея формы отсюда. А вот откуда лекала и чем обусловлен цвет, конечно, интересно.
Неужто и здесь поработали знаменитые составители «Семьеведения»: те, которые дату смерти предсказать знают как, эзотерики, родологи с генами бедности и богатства.
Презентация учебника «Семьеведение» оказалось резонансной, провокационной, с формой похожий алгоритм…
Как мама, я, разумеется, в первую очередь за комфорт! В начальной школе комфорт - это точно не юбки-трапеции и не жакеты, не галстуки и не пиджаки. Ребёнок в начальной школе и так в новых для него рамках. Он в начальной школе и дышит громко, только когда забывается. Каждый взгляд взрослого (Учителя!) ловит: не смотрит ли строго, не ругает ли, доволен ли мной? Куда во всё это жакет с плечиками и пиджак!
Знакомая на днях рассказывала, как её ребятёнку в одной хвалёной северодвинской школе в первом классе в первую же неделю красной ручкой замечание написали в дневничок - форма не соответствовала понедельнику. По понедельникам флаг, гимн. А галстука у мальчишки не было! Мама не учла или забыла, а у мальчишки замечание, слёзы и страх.
Кстати, галстуки, бабочки, бантики, бусики всякие в начальной школе вообще опасны. Они же носятся на переменах как сайгаки, хватают друг друга. Галстук как нельзя лучше для этого подходит. А тут и до удушения недалеко…
Парадная форма - это белая блузка/ рубашка плюс брюки/ юбка/ жилетка принятого в школе цвета. Я считаю так.
Ребёнку должно быть удобно. Дискомфорт, обусловленный неудобной, колючей, холодной, жестокой формой не должен отвлекать ребёнка от процесса обучения. Ни в 1-м, ни в 11-м классе!
Всё же приоритетным магистральным направлением является направление «Знание».
Ткани должны быть максимально натуральными. Фасоны удобными. Атрибуты, аксессуары в виде воротничков, манжетов, брошечек - вариативными!
Да, можно и нужно определить цвет, да, обозначить юбки, платья, сарафаны, да, блузки однотонные, пастельных тонов. Но не более.
Считаю, более - это когда образовательная организация обеспечивает формой. Как, например, Архангельский губернаторский морской кадетский корпус.
Когда и рабочая, и парадная, и головной убор, и обувь, и верхняя одежда на все сезоны выдаются, тогда и можно требовать, чтобы носки длинные черные, чтобы шевроны пришиты ровно, пряжка ремня блестит, туфли начищены.
Форма безусловно дисциплинирует, форма выравнивает, форма зрительно стирает неравенство: социальное неравенство родителей, интеллектуальное неравенство детей.
Форма тоже участвует в создании благоприятного школьного климата, форма, в идеале, ориентирована и на сохранение здоровья, на воспитание личности терпимой и терпеливой - человеколюбивой.
Форма в школе нужна.
Но и подход к ней нужен разумный.
КСЕНИЯ СТАРОЖИЛОВА

Комментарии
Школьная форма никаким образом не уравнивает детей. Есть много способов (соблюдая формальные требования школы) выделить ученика из общей массы. Например, использование брендовых письменных принадлежностей, супер эргономичных ученических рюкзаков от японских дизайнеров, доставка к месту учебы на дорогих автомобилях и многое другое. Если есть уж такое желание, конечно.
Да и даже можно обойтись без всего этого. Дети за время учёбы прекрасно узнают о благосостоянии семей одноклассников. Они общаются и вне школы и прекрасно могут оценить уровень жизни друг друга.
Богатые семьи, как правило, вообще не озадачиваются проблемами, подобно этой. Если надо носить школьную форму, значит их ребенок будет носить школьную форму. Для них это не препятствие, для них это не способ удерживать контроль над своим ребенком. Они будут воспитывать своих детей сообразно их собственному взгляду на воспитание, а не то что им навязывает школа. У них есть для этого ресурсы и возможности.
тем не менее единая форма не отвлекает детей на всякие штучки неких детей более обеспеченных которые могут себе позволить нечто сногсшибательное и тут начнётся война между обеспеченными и крайне не обеспеченными. Форма дисциплинирует и не отвлекает внимание учеников на всякие штучки у других детей. Формы могут быть из разных материалов и стоимости, но главное форма имеет единый образец и не вызывает отвлечений внимания....
Само же исследование Ансари убедительно показало, что школьная форма вообще никак не влияет ни на что.
Другими словами, обсуждать полезность или бесполезность школьной формы, не имеет никакого практического смысла.
По сути это то такой же повседневный для каждого человека вопрос: как мне одеться сегодня? Его важность не выходит за рамки обыденного выбора. Психологическое значение школьной формы сильно преувеличено.
RSS лента комментариев этой записи