07.01.2011 17:41
«Три поросенка» у «Чума». Неформальный язык Северодвинска
Северодвинцы любят подчеркнуть свою исключительность: то в застойные советские времена хвастают наличием колбасы на прилавках, когда ее нет во всей области, то позже гордо сравнивают свой город с Петербургом. Последнее может показаться сомнительным, а вот то, что у нас в Северодвинске бытует свой вариант русского языка - это факт неоспоримый.
|
|
Где еще даже интеллигентные люди привычно говорят «квАртал» (с ударением на первом слоге), а также исключительно «кура», называя так и замороженную тушку, и живую курицу. Приезжие посмеиваются, слыша на каждом шагу, как северодвинцы скороговоркой соглашаются с ними «так-то да». Если гостю нашего города назначат встречу у «Стройки», не факт, что он придет именно в конец улицы Ленина, а не будет искать где-нибудь строящееся здание. Ну а если северодвинцы хотят указать на, скажем так, некоторую странность поведения своего собеседника, то они произнесут загадочное для приезжего «Ты что с Макаренко?», или погрубее: «Ты «пятнарик»?». В общем, слов ярких и колоритных в неформальной северодвинской речи, по всей видимости, немало. ИА «Беломорканал» предлагает собрать их.
Какие неофициальные местные слова и выражения знаете вы? Можно вспомнить историю города и ушедшие названия, такие как «У Эдельмана» (бывший ресторан ул. Советской), «Директорский магазин» (магазин на углу ул. Торцева и Ленина), «Брод» (ул. Ленина), «На болоте» (бывшая столовая на ул. Первомайской). Или привести самые современные, в том числе молодежно-жаргонные, слова: «Гроб», «Ебипет» (ночной клуб «Египет»), «драм» (место сбора молодежи у драмтеатра), «дэкич» (ДК им. 50-летия Октября).
Для удобства «раскопок» мы выделили тематические группы и привели примеры слов (многие без толкований).
1. Названия микрорайонов и частей города: «Шанхай», «Сучьи выселки», «Гагры», «Тишина», «У чайки», «Кулацкий поселок», 2-й участок.
2. Названия улиц, площадей, парков, скверов, водоемов, домов: «Железка», «Простоквашино», «Комарово», «круг», «циркуль, «шашлык», «зеленка», «офицерские» дома, «пентагон» (женские общежития), Джон Леннон стрит, «лужа» (котлован), «Парашка», «Три колодца», «Три поросенка», «Китайская стена».
3. Названия магазинов, ресторанов, кафе, баров, столовых: «деревяшка», «стекляшка», «каменушка», «фонарики» (угловые магазины), «Лимитный», «Спортики», «Чум», «Цумак», «Диетка», «Супер» (супермаркет на ул. Гагарина), РБН, «Алики», «Примус», «Вагон», «Окурок».
4. Названия учебных заведений: «гопа», «путя», «пятнадцатая школа», «семнарь» (лицей), «токач», «тридцатка».
5. Названия медицинских учреждений: «горбушка», «на болоте» (бывшее инфекционное отделение №2), «дурка», «зубодерня», «У Макарыча».
6. Названия, связанные с «Севмашем» и «Звездочкой»: «вездеход» (пропуск, с помощью которого можно пройти три вахты), «пашаевки», «Красный дом», «Звезда», «фабрика», «муравейник», «роботы», «гробовые», «шило», «раствор».
7. Названия мест отдыха, развлечения, тусовки: «За ЗО», «Вася» (клуб «Вассаби»), «Галя» (клуб «Голливуд»), «гопатория» (бывший клуб «Акватория»), ЛД (сквер «Любви и дружбы», между мэрией и «Радугой»; то же, что «зеленка»), «пляж» (место сбора молодежи у 14-й школы), «пятак» (бывшая дискотека в городском парке), корпус «Пи» (место сбора студентов втуза в пивбаре «Корсар»), «массуха» (массовое катание на коньках на стадионе «Север»).
8. Названия объектов культуры и спорта: «Полтинник», «Ленком», «Стройка», «драмик», «Драмсарай», «Стройка» II (спортзал и стадион «Строитель»).
9. Названия автобусных маршрутов и автобусов, постов ГИБДД: «копейка», «однёрка», «пятнашка», «чира», «тройка», «буханка», «кузнечик», «гармошка», «гусеница», «скворечник» (пост ГИБДД на Архангельском шоссе).
10. Слова вне групп, в том числе излюбленные выражения северодвинцев типа «так-то да», «тада» (тогда) и др.
Может какие-то исключительно северодвинские слова еще остались в вашем словарном загашнике?
Постоянный адрес фото: http://severprint.ru/wp-content/gallery/severodvinsk/20031002223453.jpg
|
|
|
сообщить об ошибке
|
назад
|
Комментариев: 83 |
14 Января 2011 1:27 |
parsons комментариев: 163 с 05-10-2009 |
Для center11:16-й квартал-ж/дорожная,Комсомольская,Беломорский,Ломоносова.Там один дом остался 3-х этажный уже расселённый.И там же построили новый"дом за забором" |
13 Января 2011 22:21 |
MASKA комментариев: 438 с 08-09-2010 |
GRE...531-СУПРОТИВ СВОИХ ПРИНЦИПЕЙ-А ТЫ И КУПИЛСЯ,НАИВНЫЙ ЧУКОТСКИЙ БУЛЬБАРАШ?WELKOME! |
13 Января 2011 20:12 |
center11 комментариев: 9 с 08-01-2011 |
parsons, где это? |
12 Января 2011 21:25 |
parsons комментариев: 163 с 05-10-2009 |
16-й квартал |
12 Января 2011 20:42 |
center11 комментариев: 9 с 08-01-2011 |
Поддерживаю тему магазинов -
Лимитный (на углу Полярной и Торцева)
Каменный (Каменушка) - угол Полярной и Первомайской
"деревяшка" - угол Полярной и Республиканской. Вот сколько на одной Полярной!
Ресторан Огонек (на Яграх) называли Огарок. там же находился Мавзолей (пивбар внутри Приморского бульвара) |
12 Января 2011 17:31 |
katisha комментариев: 1 с 12-01-2011 |
Магазин Двадцать первый (перекресток ул. Ленина - Лесной), 6 лавка (магазин на Полярной)
Мне говорили, что мы часто, не по делу используем частицу -та. Например мы спросим: "Ты молока-та купил???", а южный человек спросит: "Купил молока???".
Вообще это очень прикольная тема для обсуждения, я даже зарегалась на этом сайте из-за нее. |
12 Января 2011 9:19 |
gamarjoba комментариев: 317 с 15-04-2010 |
maska "gamarjoba-а Вы поменяйте в своем пароле одну букву..."
Во-первых (для бестолковых) gamarjoba это не пароль, а сетевое имя, т.е. псевдоним, используемый пользователем в Интернете. А во-вторых, когда припрёт, то я обязательно у тебя придурка попрошу совета. |
12 Января 2011 0:08 |
greek531 комментариев: 137 с 21-11-2010 |
Гнус вы о чём дерёвня. Давай на платформу кал собирать. |
12 Января 2011 0:01 |
greek531 комментариев: 137 с 21-11-2010 |
Ай жара Marina распаковала Maskу так, что мужику тут делать неча. Осталось только одно:
ЛЮБЛЮ ТАКИХ И ОБОЖАЮ
ЖИВУ С ТАКОЙ И МЫ СТРАДАЕМ
СУДЬБА У КАЖДОЙ НЕ ПРОСТАЯ
………………………………………......
Не буду продолжать четверостишье из-за дальнейшей матерщины, это к ВАХЕ. |
11 Января 2011 23:31 |
гнус комментариев: 2144 с 20-03-2010 |
Да! наверное нужно заканчивать или поновой начинать.
Отец у меня среднеполосный мужик любил собирать северные присказки, вот одна из них. Встречаюся на базаре две товарки: А чегой то у вас нового то на пинеге то? Да ничего, девоцку замуж выдают. Да за гоко? Да за мастерового. А откуда родом то он? Да Архангельской области, спаско-городецкого лариона, деревни Вонявино, Афоньки кислого брат. А чо делат то? Да лыко мнет, да дуги гнет, тем и живет. |
11 Января 2011 22:54 |
maska комментариев: 438 с 08-09-2010 |
marina.Что Вы,милая девушка!Слово "кандейка" мне знакомо давненько.Как-то в молодости пришлось в НИЖЕГОРОДСКОЙ области за собой "переводчика" водить,тк не удавалось въехать в смысл сказанного часто и густо(н-р,растовокать-открыть консервы,ерить-медленно идти и тд).Там пришлось познакомиться и с этим словечком,употребленном в смысле-склад при магазине.Вот тебе и средняя полоса России...А по поводу возраста не могу с Вами согласиться.Не сравнить речь 70- и 25-летнего человека.Вот то,что Вы говорите о бездумном употреблении лексики-это есть,как бабушка говорит-так внук и повторяет.Но-внук 5-6-летний,а не взрослый дядя под 30.Но-как мне кажется-нам с Вами ЭТО не грозит.Спокойной ночи. |
11 Января 2011 22:29 |
Marina комментариев: 500 с 19-04-2010 |
а ещё есть более колоритное словечко - кандейка - решила посмотреть в википедии (может это я не знаю что это слово есть в русском языке) но там тоже похоже не в курсах )) ответ такой - "возможно, вы имели ввиду - канарейка". И оно по истине принадлежит жителям Севска. Может не по теме, но все-таки ...прикольное словечко )) |
11 Января 2011 22:06 |
Marina комментариев: 500 с 19-04-2010 |
maska, а от возраста не зависит, ведь все рядом и общаются все поколения меж собой, не придавая особого значения как правильно говорить - вот что больше беспокоит. А это слово вообще "вне конкуренции" - "Ести" - всегда смешно было слышать - придумал же кто-то )) |
11 Января 2011 21:56 |
maska комментариев: 438 с 08-09-2010 |
gamarjoba-а Вы поменяйте в своем пароле одну букву-и окайте,и цекайте.Шоб уж совсем соответствовать ..joPe. Соквико-где ж набраться шарму работницам ВОХР,каков поп-таков приход.А скажи-ка,дядя-шо это ты испытываешь нездоровую эрекцию при одном упоминании вышеупомянутых женщин?Или нахлобучили тебя там конкретно-таки дерьмо прет до сих пор?Не изощряйся-отвечать более не буду,надоело твою туфту читать. MARINA-а как Вам слово ЕСТИ?Причем слышу эти слова от людей не старшего,а среднего возраста.Думаю,что подобные атавизмы неискоренимы,просто каждому слову-свое время. |
11 Января 2011 21:15 |
Marina комментариев: 500 с 19-04-2010 |
maska, а по-моему не грябалка, а грабИлка, а со словом "вЕсить" я с вами согласна, раздражает до сих пор когда где-нибудь услышу, но уже реже, видимо это действительно слово атавизм, которое обречено на забвение, все-таки есть надежда, что народ моего любимого города, становится грамотнее |
11 Января 2011 19:32 |
greek531 комментариев: 137 с 21-11-2010 |
Маска ай-я-яй не уж то забыли про меня, а то это будет кАк его. То есть никак не побороться и не воссоединить намерения. Однако я всегда тута на просвежающем, обидно конечно, что не всегда быстро реагирующем БК. А про СМПовских и Звёздочных вахрушек лучше не упоминайте, не поймут. Тем паче тута уже кто-то упомянул, что девучки там работают не совсем адекватные, а именно с привычками вредными, то есть мужицкими. И, похоже вы их единственный защитник. Вижу, что пишете неплохо, значит, по крайней мере, в душе вы точно не вахрушка (извиняюсь работница ВОХР). А если наберётесь, смелости у вас получится всё, но только не защита угнетённых и обездоленных, а увеличение прибавка к зарплате, которую вы уже имеете. Интимно назовите счёт. Всегда ваш сок ВИКо. |
11 Января 2011 16:39 |
center11 комментариев: 9 с 08-01-2011 |
Понятно, что слов, которые употребляются только в Сев-ске, а в других городах нет - ничтожно мало. И есть ли они вообще - вопрос. У нас же почти все приезжие, город строили "с нуля", как Питер, в свое время.
А вот слова-топонимы - местные названия чего-либо - их же должно за всю историю города накопиться прилично.
Как понимаю , надо вспомнить именно топонимы.
Вот как называли бывшую блинную напротив городского парка или еще одну блинную "Юность" на углу Ломоносова - Тургенева (неофициально)? |
11 Января 2011 16:39 |
center11 комментариев: 9 с 08-01-2011 |
Понятно, что слов, которые употребляются только в Сев-ске, а в других городах нет - ничтожно мало. И есть ли они вообще - вопрос. У нас же почти все приезжие, город строили "с нуля", как Питер, в свое время.
А вот слова-топонимы - местные названия чего-либо - их же должно за всю историю города накопиться прилично.
Как понимаю , надо вспомнить именно топонимы.
Вот как называли бывшую блинную напротив городского парка или еще одну блинную "Юность" на углу Ломоносова - Тургенева (неофициально)? |
11 Января 2011 16:38 |
alarm комментариев: 901 с 25-03-2010 |
Из горожан.
Такого объекта, как "Площадь Ленина" в Северодвинске нет. Хотя многие из горожан, наблюдая и самого Ильича на площади Победы и фамилию оного на близлежащих домах по проспекту Ленина, именуют ее именно так. Что, естессно, неверно. |
11 Января 2011 14:54 |
gamarjoba комментариев: 317 с 15-04-2010 |
maska "Москвичи как АкАли-так и АкАют..." А северяне окают и цёкают, типа:
У моего крыльця бежала цёрная офця.
Офця, офця, на хлипця.
Подошла офця, я взял вицю и ей в жопу тыцю.
Речь не об этом, а о новоязе. И не факт, что коренных северян в Северодвинске больше, чем родившихся вне пределов Архангельской губернии (вместе с их родителями). Но "стИральная" говорят только на севере. |
11 Января 2011 13:42 |
maska комментариев: 438 с 08-09-2010 |
Да уж,если и загреметь-то на анонимных началах.Поражает другое-самая-самая глубинка России,казалось бы-речь должна быть идеальной.Даже если и попадали сюда иногородцы-их все равно было меньше,чем местных.Москвичи как АкАли-так и АкАют(предвижу Ваш сарказм),а уж там приезжих-давно все мосвичи должны по-таджикски или по-узбекски гутарить,как на родном.Но у самых-самых местных столько дерьма в речи-диву даешься!А большинство "местных" выражений,выше изложенных-самый банальный новодел. |
11 Января 2011 13:17 |
Ваха Гвоздадзе комментариев: 3093 с 19-10-2010 |
сегодня 11:24
maska
Насчет "загреметь на Макара", дак тут ключевое не "загреметь".
А с остальным согласен.
Весить...даже не обращял внеманея, што сам так говорю и возможно как то по другому, гы |
11 Января 2011 11:24 |
maska комментариев: 438 с 08-09-2010 |
ВАХЕ Г.- те выражения,что Вы написали,не являются "продуктами", изобретенными жителями столицы нашей Родины города-героя Северодвинска.Вы вспомнили "крылатые" выражения,употребляемые во всей России и на территории бывшего совка.Просто в последнем случае "загреметь" можно на "8-е марта,Горького и....."-в зависимости от месторасположения оного заведения.А как я понимаю-приводить надобно выражения,типичные только для нашей солнечной местности.Вот мне более нигде не приходилось слышать словечки типа ВЕСИТЬ,стИральная(с ударением на И) машина или грябалка(комбайн для сбора ягоды).А Вас-на мой взгляд-занесло,уж извините,в старые добрые савецкие времена. |
11 Января 2011 9:24 |
Ваха Гвоздадзе комментариев: 3093 с 19-10-2010 |
Городской медвытрезвитель-МЕДИК
Кожвендиспансер ТРЕПАК или ВЕНИК
Уехать в психбольницу-ЗАГРЕМЕТЬ НА МАКАРА
мож было чего |
11 Января 2011 3:35 |
мерзкий тролль комментариев: 86 с 27-03-2010 |
отец вспоминал, что в 60-70-е был популярен так называемый "ресторан" "Плакучая ива"! "располагался" он за трубами на Первомайской. |
11 Января 2011 0:09 |
center11 комментариев: 9 с 08-01-2011 |
Весить шторы вместо вешать, без "двадцать", тюль женского рода и проч. - да, это просто неграмотности.
Здесь спрашивают другое. Вот пастик вместо стержень, например. В других местах говорят - ампулка.
Еще вспомнил - "Рюмашка" (в 90-е гг.), когда еще был маг-н Ромашка и там разливали идущим с фабрики роботам
2-й участок как эвфемизм. Говорили: Загремишь на 2-й участок, чтобы не казать другое. |
|
|
|
|
Илья Плеханов: «Общегуманистические ценности мало кого интересуют, хватает личных проблем»
|
|
Какая война самая забытая, надо ли выделять журналистику из всех других профессий и реакция на выступление Леонида Парфенова. Почему «толстые» журналы превратились в «вещь в себе», куда испарился авторитет писателя в обществе и когда появится «мощное эпическое произведение о сути современных войн». Мы публикуем заключительную часть ответов Ильи Плеханова на вопросы нашей интернет-конференции.
комментариев: 147950
|
подробнее
|
Warning: mysqli_num_rows() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 600
Warning: mysqli_fetch_array() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 603
Warning: mysqli_num_rows() expects parameter 1 to be mysqli_result, boolean given in /www/wwwroot/tv29.ru/cgi-bin/block.class on line 610
|